Linux в Internet/гейм-клубах

  • user warning: Table './c6internetclub/sessions' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT COUNT(sid) AS count FROM sessions WHERE timestamp >= 1542490671 AND uid = 0 in /mnt/www/internet-club.info/web/includes/session.inc on line 157.
  • user warning: Table './c6internetclub/sessions' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT COUNT(DISTINCT s.uid) FROM sessions s WHERE s.timestamp >= 1542490671 AND s.uid > 0 in /mnt/www/internet-club.info/web/modules/user/user.module on line 808.

Linux в Internet/гейм-клубах (редакция для проекта LinuxWorld/Kiev) Михаил Шигорин

Вот, добрался написать свое мнение на темы, отражаемые, в том числе, на www.uacc.org.ua. А именно -- является ли ОС Linux в ее нынешнем состоянии реальной альтернативой продукции Microsoft.

Изложение основывается на применении ALT Linux Junior 1.1 в качестве платформы.

Немного о себе -- 22, магистр, стаж в IT (программирование, позже системное и сетевое администрирование и web-дизайн) -- десять лет, использую Linux с 1998 года. Домашняя система -- Linux only.

Возможно, последуют статьи на тематику применения Linux в корпоративной среде. Пока приведу ссылку на замечательный немецкий проект -- ISDN/DSL/... router с традиционными минимальными требованиями "386SX и одна дискета".

Видение проблемы клубов глазами системного администратора, занимавшегося установкой Linux в киевском клубе M-16:

  1. задачи.
    "Больших" задач две -- интернет и игры.

    Рассмотрено довольно подробно в прикладном плане.

  2. контингент пользователей.
    Не имеющие компьютера или интернет люди, а также имеющие, но предпочитающие компанию. Опытные и неопытные.

    Поверхностно.

  3. используемое ПО.
    До недавних пор -- исключительно Windows на рабочих машинах, с редкими исключениями в сторону Linux/FreeBSD на интернет-гейте.

    От философии до фактов.

Подробнее "в красках" -- сравнение платформ на различных участках.

Плюс выводы.

  1. Internet.
    Сети, как правило, основываются на архитектуре "клиент-сервер" (и в силу существенных различий между ними), введены дополнительные подпункты.
    • Windows-клиент:
      • [+] IE5 и выше обладает приемлемыми техническими характеристиками (совместимость, стабильность) и бесплатен для пользователей Windows. Привычен большинству пользователей Windows.

        Для легального использования достаточно Win98.

      • [-] В качестве клиента Windows-машина достаточно серьезно уязвима для атак из Internet. Впрочем, в большинстве случаев это решается переустановкой с эталонного диска.

        Windows 95/98/NT4 обладают низкокачественным TCP/IP стеком.

    • Linux-клиент:
      • [+] Превосходный TCP/IP стек, что приводит к большей производительности пользователя. Повышенная защищенность, иммунитет к VB-вирусам и червям.

        Современные броузеры (Mozilla и основанные на ней) обладают приемлемыми ТТХ (совместимость, производительность, стабильность); есть что предложить продвинутым пользователям.

        Управляемость штатными средствами, возможность дистанционного восстановления/обновления.

        Бесплатен.

      • [-] Непривычность для пользователя (отчасти решается техническими средствами -- skins).

        Неудовлетворительная поддержка Java (может, мне "не повезло" -- но пессимизм тут уместнее).

    • Windows-сервер:
      • [+] Привычность платформы. Это и всё, пожалуй.
      • [-] Плохой TCP/IP, отсутствие развитых средств управления трафиком, платные proxy-серверы,
        затруднения при настройке игр в Internet, низкая играбельность таковых.

        Непопулярность у провайдеров.

        Незащищенность (актуально при наличии реального IP в течение продолжительных периодов времени).

    • Linux-сервер:
      • [+] Прекрасные сетевые средства, возможность тонкой настройки приоритетов, в том числе Качества Обслуживания (Quality of Service).

        Очень мощные (и бесплатные) сетевые утилиты -- прокси, почтовые и др. сервера.

        Хорошее взаимодействие с провайдером, возможность удаленного решения проблем.

        Защищенность.

      • [-] Нуждается в хотя бы однократной настройке специалистом (дальнейший режим -- вплоть до
        необслуживаемого). Возможна и установка своими силами при поддержке провайдера, но.
  2. Игры.
    • Windows-клиент:
      • [+] "Все игры". Большинство игрового ПО ориентировано на платформу Win32, достаточно легко
        устанавливается и стабильно работает (*).

        При этом игры находятся в привычном пользователю окружении.

        "Все драйверы". Популярное "железо" обязательно имеет Windows-драйвер в комплекте.

        Имеются административные средства от разных поставщиков.

      • [-] Цена с учетом проката. Т.к. интересы производителей большинства игр в Украине не
        представляет пока никто, то цену игр пока во внимание не принимаем.
    • Linux-клиент:
      • [+] Цена.

        Для некоторых игр (Quake 3 и основанные на его движке) -- повышенная производительность (**).
        Многие хитовые игры портированы под Linux (***).
        Наличие ряда бесплатных игр.
        Защищенность.
        Управляемость штатными средствами, возможность дистанционного восстановления/обновления.
        Возможность запуска игр для Windows (и не только); эмулятор лицензионно чист.

      • [-] Ограниченый ассортимент "беспроблемных" игр (см. ниже).

        Игры под эмулятором не всегда ведут себя неотличимо от Windows -- главным образом,
        проблемы с CounterStrike. Если игра идет, то может наблюдаться небольшая задержка звука. Также
        отмечалась ~10% разница в производительности. Все эти артефакты зависят от конкретной игры и
        версии эмулятора.

    • Windows-сервер:
      • [+] Скорее всего, заданная сетевая игра имеет выделенный сервер под Windows.
        Возможно использование в его качестве интернет-гейта (который при этом может быть
        администраторским рабочим местом).
      • [-] Низкокачественная реализация сетевого стека (TCP/IP) и системы виртуальной памяти (VM) в
        Windows 95/98/NT. Высокая ресурсоемкость.
        Цена (уже без проката. но).
    • Linux-сервер:
      • [+] Скорее всего, игровой сервер есть и под Linux.
        Прекрасная работа в сети, что для выделенного сервера важно.
        Хорошая работа значительного количества серверов на одной машине.
        Возможность (нормальная) использования в качестве игрового сервера интернет-гейт.
      • [-] Отсутствуют, насколько мне известно (****).
  3. Пользователи.

    Они во многом различаются...

    В большинстве случаев (хотя уже не в подавляющем) используют дома исключительно Windows. Соответственно, к нему и привыкли.

    • Пользователи-новички (или нетребовательные).

      Как правило, или вообще малознакомы с компьютером, или видели (использовали) только Windows. Скорость работы и круг требований невелики. Возможно, нуждаются в обучении.
      По большому счету, им все равно.

    • Опытные пользователи. Как правило, имеющие домашний ПК.
      Достаточно хорошо знают привычные инструменты, могут обидеться на непривычную обстановку.
      С другой стороны, им можно предложить более мощные, чем IE, броузеры и большее качество Internet-игр, плюс персонализацию и сохранение личных настроек и данных (возможно, даже "швейцарский банк").
      И реально в долгосрочном плане они выигрывают еще больше, чем новички.
  4. Используемое ПО.

    Лирическое отступление.

    По-моему, страна сейчас сильно напоминает
    наркоманов, которые все никак не могут поверить,
    что халява закончилась.

    При этом, по-моему, Microsoft подлежит судебной
    ответственности за умышленное "придерживание"
    расплаты и санкций до практически полной завязки
    рынка на ее продукты. Почему никто не упоминал
    лицензирование в начале-середине 90-х? Почему
    морально-этическому состоянию граждан Украины
    можно нанести ущерб, неисчислимый в деньгах
    ("папа, а ты вор?"), а теперь Microsoft
    утверждает, что тиражирование пиратами ее ПО
    наносит ей ущерб на суммы, которые равны его
    отпускной цене у самой Microsoft, упуская при
    этом, что спрос на лицензионной ПО и спрос на
    "халяву" несравнимы в принципе.

    При этом за счет умышленного демпинга
    (=неотстаивания своих прав) ущемлены интересы
    отечественных производителей ПО, которым теперь
    более чем сложно прорваться на монополизированный
    рынок и прийти к привыкшему к "хорошим и дешевый
    программам Microsoft" пользователю.

    Конец отступления.

    Эксперимент с установкой Linux в М-16 показал, что для
    реализации всех преимуществ перехода на Linux в качестве
    основной платформы необходимы заинтересованность и
    возможность реализации долговременных планов.

    В то время как базовые потребности (Internet, несколько
    игр -- в т.ч. Quake 3) достаточно большого клуба
    (40 мест) могут быть удовлетворены за сутки,
    разворачивание большего количества игр (особенно под
    эмулятором) требует больше времени и сил.

    В качестве долгосрочных мер подразумевалась закупка
    разнообразных Linux-версий игр. Их можно заказать в Германии,
    по некоторым данным, привезти из Москвы, и вскоре
    планируется тиражирование на территории СНГ игр от Loki
    Entertainment в удешевленных (не коробочных) версиях.

    Также возможно сотрудничество с российскими и украинскими
    издателями ПО на предмет портирования отечественных игр
    (например, "Казаки").

    Возможно объединение, например, киевских клубов в единую
    сеть при помощи Internet-провайдеров (Linux позволяет
    бОльшую надежность, производительность и безопасность
    такого варианта).

  5. Итоги.

    Переход на Linux возможен. При достаточно грамотном
    внедрении и поддержке в долгосрочном периоде от него
    могут выиграть все:

    • Клубы не попадут в кабалу к Microsoft.
    • В долговременном плане дополнительная прибыль
      может прийти от политики поддержки постоянных
      и иноязычных клиентов (Linux является истинно
      многопользовательской и интернациональной
      системой и позволяет точный учет потраченных
      ресурсов).
    • Пользователи (помимо прямых задач) при желании
      смогут получить ценнейший опыт работы с Linux
      (а Linux-специалисты ценятся весьма дорого и у
      нас, и еще более во всем мире).
    • Это -- один из шагов по выходу из упомянутой
      кабалы всей Украины. Особенно важно в свете
      сравнения с библиотеками третьего тысячелетия и
      "пункта 2 -- продвинутые пользователи".

    Выгода -- тем большая, чем более организованно подойти к
    проблеме (например, централизованный заказ игр и
    разработка административного ПО, сетевое взаимодействие).
    В этом могут помочь киевские провайдеры и Linux-фирмы
    (например, Unisoft,
    UStar), разработчики дитрибутивов
    Linux (от имени коллектива ALT Linux Team).

    Также организованно нужно подойти к media coverage в
    компьютерной прессе и не только. От себя скажу, что
    контакты с издательствами КОМИЗДАТ,
    ITC и
    Максимум уже
    налажены.

    Еще один момент -- сотрудничество с учебными заведениями.

    И все у нас получится (C).

    Примечания.

    *Отмечалась более нестабильная работа Counter-Strike на
    лицензионной копии Windows 98 по сравнению с пиратской.

    **Мнение не единично и подтверждается даже приверженцами
    Windows.

    ***См. lokigames.com,
    tuxgames.com, например.

    ****Опрос по группам новостей и рассылкам привел к выводу, что
    если в качестве игрового и/или интернет-сервера
    устанавливается Linux -- это навсегда. Отмечалась
    превосходная производительность и надежность. Конкретные
    письма (хозяина интернет-клуба) доступны по запросу.

    Назад на www.linux.kiev.ua

    --
     ---- WBR, Michael Shigorin <mike@altlinux.ru>
      ------ http://visa.chem.univ.kiev.ua/~mike/